Пояснительная записка.
На изучение темы "Ф.М. Достоевский" на профильном уровне
в работе от-ведено 16 часов.
1-2 - Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.
3 - Роман "Преступление и наказание": особенности сюжета
и композиции, система образов, проблематика.
4-5 - Семинар "Теория Раскольникова и ее развенчание".
6-7 - "Двойники" Раскольникова.
8-9 - Полифонизм романа. Столкновение разных "точек зрения".
Проблема нравственного выбора.
10-11 - Своеобразие воплощения православной концепции Достоевского
в романе "Преступление и наказание".
12 - "Униженные и оскорбленные" в романе.
13 - Петербург Достоевского.
14 - Роман "Преступление и наказание" в русской критике.
15 - Очерк Достоевского "Пушкин" как размышление об
исторических судьбах русской литературы 19 веке.
16 - Подготовка к сочинению.
Уроки строятся с опорой на текстуальное изучение произведения,
решают задачи формирования читательских умений, развития культуры
устной и пись-менной речи.
В разработке предложены уроки-исследования, уроки-анализы, семинары,
беседы с элементами диспута. Предлагается широкий спектр различных
видов деятельности учащихся: индивидуальные, групповые работы,
работы в парах, работы исследовательского и научного характера
(составление ОСК, сравни-тельные анализы критической литературы
по заданной теме), написание сочи-нений различных типов.
Деятельность учащихся обеспечена ресурсами школьной библиотеки,
Ин-тернета, учебным материалом, предлагаемом индивидуально (см.
приложения).
Все, что ищет русский народ, заключается для
него в Православии -
в одном Православии и правда и спасение народа русского.
Ф.М.Достоевский.
Уроки 1-2.
Искатель высшей правды.
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского (1821-1881 гг.)
Цель: знакомство с биографией писателя, особенности мировоззрения,
своеобразием творчества; учащиеся должны уметь составлять конспект
услы-шанного биографического материала, дополнять сведениями из
учебника и другой литературы, выделять и понимать то главное в
жизни писателя и его эпохе, что отразилось в его творчестве.
Оборудование: фотовыставка (альбом "Ф.М.Достоевский")
Ход урока.
I. Оформление записей в тетради (тема, эпиграф, план)
Это был человек, ищущий святыни, горя-щий исканием высшей Правды
- не отвле-ченной философской истины, а Правды вечной, сохраняющей
каждого верного ей человека от духовной смерти.
А.Осипов, профессор МДА.
План
1. Биография писателя
2. Особенности мировоззрения (Достоевский и нигилизм, Достоевский
и христианство).
II. Вступительное слово учителя.
Работа с эпиграфом.
- Что знаете вы уже о Достоевском. По прочитанным произведениям
что можно сказать об авторе? ("Мальчик у Христа на елке"
и др.)
(Ребята говорят о вере писателя).
- Как следует понимать слова эпиграфа? Какую высшую Правду искал
пи-сатель?
- Каковы особенности эпохи 60-80гг. XIX в.?
(Распространение западных теорий о переустройстве мира по законам
спра-ведливости (Сен-Симон, Фурье), нигилизм, отход от традиционных
нравствен-ных ценностей, атеизм растущего лагеря разночинцев и
др.).
Ф.М.Достоевский вышел в историю литературы как писатель - философ,
потому что в центре его произведений всегда была философская проблематика.
Его герои сосредоточены на решении какой-то проблемы, их не интересует
бы-товая сторона жизни. "Русские мальчики", как называл
Достоевский своих лю-бимых героев, переполнены идеями о переустройстве
мира. Основа конфликтов романов Достоевского - внутренняя борьба
в душах героев и борьба этих геро-ев, раздираемых противоречиями.
Суть этой борьбы - решение вопроса о добре и зле. Творчество Достоевского
нельзя рассматривать вне общественно-политической атмосферы России
60-70годов XIX в. Это было время глубокого социального кризиса,
распада вековых духовных ценностей. В это время поя-вились первые
симптомы общественной болезни, которая принесет неисчисли-мые
беды человечеству XX века. Достоевский одним из первых в мировой
ли-тературе дал ей точный социальный диагноз и суровый нравственный
приго-вор. Вспомним сон Раскольникова накануне его душевного исцеления:
"Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву
какой-то страшной, не-слыханной и невиданной моровой язве, идущей
из глубины Азии на Европу… появились какие-то новые тризнины,
существа микроскопические, вселявшие в тела людей. Но эти существа
были духи, одаренные умом и волей. Люди, при-нявшие их в себя,
становились тотчас бесноватыми и сумасшедшими…" что это за
"мировая язва?" Достоевский видел, как нарастание революционного
движения в России разрушало вековые устои общества, новое революционные
теории освобождали человека от веры в Бога, разрушали историческую
память. Юноша- разночинец, нигилист, брошенный в круговорот общественных
стра-стей, оказался беззащитным перед соблазном власти, "недоконченных
идей, сомнительных общественных теорий". Достоевский создает
новый тип романа - идеологический. По замечанию исследователя
Ю.Ф. Карякина, "Достоевский понял, сто за внешне привлекательные,
математически выверенные и абсолют-но неопровержимые теории приходится
порой расплачиваться кровью, кровью большой". Это было установлено
личным опытом.
Эпоха 60-80-х годов, эпоха нравственного нигилизма, породила чудовищ-ные
теории о том, какие беды они несут каждому человеку и всему человечест-ву,
пророчески предупредил Достоевский, после личного революционного
опыта пришедший к формуле: "Мир спасет красота", т.е.
Христос, вера.
III. Биография писателя.
Материал дается в форме устного журнала (подготовлен группой учащихся,
используются приложение № 1, приложение № 2, материалы выставки).
Класс составляет хронологическую таблицу, дополняет сведениями
из биографиче-ской статьи учебника. По второму пункту плана с
помощью материала учебни-ка и вступительного слова учителя делает
записи основных моментов мировоз-зрения Достоевского (отметить
обязательно перелом в мировоззрении, проис-шедшей на каторге,
от бунта революционной пропаганды к христианству, очи-щение страданием).
Рекомендуется учащимся, заинтересовавшимся биографией писателя,
сде-лать дома более подробные записи, рефераты, оформить альбомы
и т. п.
IV. Закрепление изученного. Контроль.
Составьте 2 правильных и 2 неправильных вопроса по биографии Достоев-ского.
(Или 2 "толстых" общих, прямых и 2 "тонких"
- глубоких, узких). Оце-нить.
V. Дома.
1. Написать эссе "Согласны ли вы с утверждением Достоевского,
что красо-та спасет мир?"
2. Работа с романом "Преступление и наказание". (знать
сюжет, особенно-сти композиции, уметь назвать героев и коротко
сказать о каждом главное, проблемы).
Урок 3 (урок-беседа).
Роман "Преступление и наказание": особенности
сюжета и компози-ции, система художественных образов, проблематика.
Цели: учащиеся должны знать и понимать содержание изучаемого произ-ведения;
используя учебный материал, самостоятельно анализировать темати-ку,
проблематику, особенности композиции и жанровые особенности романа;
понимать специфику художественных образов, соотносить их с мировоззрени-ем
Достоевского.
Ход урока.
I. Беседа по первичному восприятию романа.
1. Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?
2. На какие вопросы хотелось бы получить ответ?
3. Какие особенности романа затрудняли чтение?
4. На чьей стороне симпатии Достоевского в романе?
5. В чем причина преступления Раскольникова?
(Домашние сочинения собрать и коротко проанализировать на следующих
уроках. Учесть, что красота, о которой говорит писатель как о
действенной си-ле, способной спасти человечество, не какая-то
абстрактная гармония, а красота христианского учения и нравственного
идеала).
II. Вступительное слово учителя.
Известно, что первоначально Достоевский хотел назвать роман "Пьянень-кие",
а главным героем должен был стать Мармеладов, уволенный со службы
по "изменению в штатах". Он еще не пил тогда. Это потом
он станет безволь-ным пьянчугой, доведет жену до чахотки, а дочь
пустит "по желтому билету". Всем повествованием автор
взывал защитить бесправного гибнущего человека. Замысел изменился.
Лежа на нарах, "в тяжелую минуту скорби", писатель,
сам прошедший путь от революционера до убежденного христианина,
задумал на-писать историю человеческого крушения и воскресения
через обретение Бога, любви и смирения. В " Преступлении
и наказании" более 90 персонажей, из них около десятка центральных,
имеющих резко очерченные характеры, взгля-ды, важную роль в развертывании
сюжета.
(Записи в тетрадях).
III. Самостоятельная работа с учебником.
Замысел романа - с. 359-362
Жанровое своеобразие - 367-368
Смысл названия - 363-364 (Учебник под ред. А. Г. Кутузова для
гумани-тарных классов).
IV. Беседа по изученному.
О замысле:
1. Как и почему менялся замысел автора?
2. Почему повествование от 1-ого лица в романе невозможно?
3. Почему в преступники Достоевский выбирает молодого человека
из разночинцев?
Смысл названия:
1. Как связаны между собой преступление и наказание в названии
и тексте романа?
2. Согласны ли вы с такой точкой зрения: В названии романа - 3
слова. Второе слово (союз "и") тоже может быть понято
особым образом. Что следует непосредственно за преступлением?
Еще не наказание. Что же? Страшный мо-мент, когда преступление
совершено, а преступник еще ничем не наказан… От Бога - призыв
к покаянию, от человека - безумное его отвержение? Подумайте,
что в художественном мире романа позволило исследователям прийти
к такому выводу?
Жанровое своеобразие:
1. В чем жанровое своеобразие романа?
(Учащиеся отмечают психологизм, обилие философских споров, идей,
фан-тастичность). "Преступление и наказание" - роман
социально-политический, психологический, философский). Психологизм
в романе особого рода (учитель помогает понять значение слова).
Писатель изображает своих героев в кризис-ные минуты их жизни,
в минуты катастрофы, когда их души обнажены, когда им открываются
"две бездны разом", когда сердца их становятся полем
битвы Бога и дьявола. Кто же эти герои?
Беседа о героях произведения (хорошо назвать не только Раскольникова,
Сеню, Мармеладовых, но и родных Родиона, Свидригайлова, Лужина.
Отме-тить прием двойничества, использованный писателем).
В чем особенности построения романа?
Действие происходит в течение двух недель. Но сама категория времени
в романе необычна - создается иллюзия либо стремительности событий,
либо слишком долгого их течения. Роман состоит из 6 частей и эпилога.
Часть 1 по-священа подготовке и совершения убийства. Все остальные
главы - последст-вия преступления (см. материалы к вопросу. Приложение
№ 3).
Эпилог - воскресение героя.
Домашнее задание.
1. Подготовка к семинару (по вопросам - с. 365).
1гр.- 1,2 вопросы. 2гр.- 3,4 вопросы. 3гр.- 5 вопрос. Все - 6
вопрос.
Индивидуально:
1. Пересказ сцены подготовки к убийству (ч. I, гл. 6-7).
2. Чтение и анализ сцены убийства.
Уроки 4-5 (семинар)
Теория Раскольникова и ее развенчание.
Цели: учащиеся должны: знать суть теории Раскольникова, разбираться
в ведущих мотивах преступления; понимать мировоззрение Достоевского,
пре-дупреждавшего о страшной опасности, которую таит для человечества
осуще-ствление идей и теорий; уметь анализировать художественный
текст.
Оборудование: (см. приложение №4).
Ход урока.
I. Беседа. Вопросы на первое восприятие теории Раскольникова.
1. Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана?
2. Ваша версия по поводу главной причины преступления Раскольникова.
Мотивы преступления. (Нищета, желание помочь матери, сестре, другим
лю-дям, "зрелище бедствий народных": Раскольников не
может спокойно смотреть на страдания людей; у Раскольникова возникла
идея, мысль об особых людях, которые смогут всех несчастных вывести
на правильный путь, ради этой идеи они могут убрать с дороги других,
и Раскольников пытается причислить себя к особым людям).
II. Выступление подготовленных групп учащихся. Комментированное
чтение отрывков и анализ. Оформление записей в тетрадях.
1 группа: 1. Почему главный герой носит такую фамилию? Как она
помога-ет понять его характер? Как вы считаете, прав ли исследователь,
обративший внимание на возможность двойственного толкования фамилии
Раскольникова: "Одно - исходит из толкования семантической
части, как раскол - раздвоение, другое - выдвигает связь корня
с расколом - раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом
и упрямством"? Приведите аргументы в пользу каждого из возможных
толкований.
2. Восстановите последовательность событий (удаленных по времени
в том числе), которые предшествовали преступлению Раскольникова.
2 группа: 1. Какие чувства испытывает Раскольников к Мармеладову,
Соне, матери, сестре, девочке на бульваре (ч. 1, гл. 2-4).
2. Почему убийству предшествует сон героя (ч. 1, гл. 5).
3 группа: Вспомните содержание статьи Раскольникова (ч. 3. гл.5).
В чем суть теории "двух разрядов"? Что побудило героя
создать такую теорию? Как монолог Разумихина помогать понять идею
Раскольникова?
Вопросы 3 группы, анализирующей отрывок (ч. 3, гл. 5), в котором
Рас-кольников излагает содержание своей статьи ("Это совсем
как у меня… и те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать").
К какому выводу пришел герой, размышляя над историей (Историче-ский
процесс всегда осуществлялся на чьих-то странностях).
В чем суть теории героя, в которую он верит? (Суть в том, что
одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала
жертвы законами прогресса во все эпохи. Другие же должны стать
свое-образным материалом).
К какому разряду людей принадлежит сам герой? (Поделив людей на
2 категории, Раскольников сам не может определить, "тварь
он дрожа-щая" или "право имеет").
Выступление подготовленных учащихся (индивидуальное задание)
1. Сжатый пересказ сцены подготовки к убийству (ч. 1, гл. 6-7).
2. Чтение и анализ сцены убийства старухи-процентщицы и Лизаветы.
Что несет обездоленным теория Раскольникова? (Уже в сцене убийства
появляются своеобразные противоречия теории, развенчивающие ее.
Убивает Лизавету, т. е. тех, ради кого задумана теория. Стихийность,
не-управляемость).
Каковы же истинные причины преступления? (Весь класс анализирует
от-рывок из критических статей Н.Н. Страхова, Д.И. Писарева, В.В.
Кожинова, В.Я. Кирпотина, В.В. Набокова о причинах преступления.
Какая из этих точек учения более точно интерпретирует авторскую
концепцию). Стр. 365 (учебник). Точка зрения Страхова Н.Н. и частично
Набокова В.В.: " Распространение ма-териалистических идей
нравственно опустошает молодого человека и может сделать убийцей
даже положительного юношу, так как он легко пойдет на пре-ступление
при неудачном стечении обстоятельств".
III. Итоговая беседа. Закрепление.
1. Назовите социальные, мировоззренческие и психологические причины
преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.
2.Сжато сформулируйте идею Раскольникова о праве сильной личности.
Обращаемся к опорным схемам: различные мотивы подтолкнули разночин-ца
Раскольникова к убийству (назовите их). Но главной причиной была
духов-ная незащищенность, атеизм, увлечение новым материалистическим
взглядом на жизнь и стремление с этих новых позиций решать все
социальные и нравст-венные проблемы. Но Раскольников, по словам
следователя, натуру не сумел рассчитать, т. е. душу свою (а ее
разночинцы во внимание не принимают) за-был, не учел, что не сможет
жить спокойно с содеянным. Надеялся, что сможет, что "право
имеет", но не смог. Бедность как причину убийства старухи
отвер-гаем сразу, т.к. герой не воспользовался украденными вещами
и деньгами. Да и сам он говорит: "Знаешь, Соня, … что я тебе
скажу, если б только я зарезал из того, что голоден был, … то
я бы теперь… счастлив был! Знай ты это!" "Не для того,
чтобы матери помочь я убил - вздор! Не для того я убил, чтобы,
получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества".
Что же привело героя к убийству? Мысль о праве сильной личности,
"право имеющей", вершить суд над остальными, перекраивать
жизнь человечества, делая ее по своему усмот-рению более справедливый.
И он решил проверить себя - кто он? Убийство - проба, самопроверка
героя, способен ли он "переступить" через "привычные
нормы" "тварей дрожащих", переступить через "кровь
по совести". Теория Раскольникова, его преступление - бунт
потерявшего духовную опору человека против несправедливо устроенного
мира. Раскольников думал убить и остаться спокойным. Но натура
человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - это лабиринт
неизвестности, тайник. Какие же муки больной совести обруши-ваются
на преступника? (работа со схемой). Да, страшные последствия.
Он бо-лен, выброшен из жизни, не может обнять мать, сестру, просто
радоваться че-ловеческим радостям. Все изломано в преступнике
задолго до уголовного нака-зания, хотя никто в убийстве его не
подозревает. Родион стал злым, раздражи-тельным, подозрительным.
Духовный мир его обезображен грехом. Кто может сказать, забегая
вперед, когда прекратятся его муки? (На каторге, через 1,5 го-да,
в слезах понятия очистит себя несчастный убийца). Как опасны для
людей и общества такие идеи, и такие безумцы, решающиеся на "пробу".
Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: "Еще
хорошо, что вы ста-рушонку только убили. А выдумай вы другую теорию,
так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее бы дело сделали".
Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшими-ся
в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную
власть над судьбами людей. (Пример: революция 1917 г). Как же
относится ко злу, несправедливости, бедам людским?
Здесь можно несколько слов сказать о сочинениях-миниатюрах "Согласны
ли вы с утверждением Достоевского, что красота спасет мир?"
Достоевский был убежден в том, что истинная нравственная гармония
возможна только в христианском обществе, живущем по заповедям.
Это и есть истинная красота.
Домашнее задание:
1. Сочинение-миниатюра "Почему терзается и страдает Раскольников?"
(Обратить внимание на двойственность мучений: терзается из-за
теории, стра-дает - душа болит, разъединен с людьми).
2. Подготовить рассказ о двойниках Раскольникова (по плану, помещенно-му
на учебном стенде).
1 ряд. Пересказ эпизода о Лужине.
Ч. 1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери);
Ч. 2, гл. 5 (первая встреча Лужина с Раскольниковым);
Ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина и Дуней в Петербурге);
Ч. 5, гл. 1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, поминки)
2 ряд. Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым:
Ч. 1, гл. 3 (мать Раскольникова о Свидригайлове);
Ч. 4, гл. 1,2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова
со Свидригайловым). Какие чувства рождают у Раскольникова встречи
со Свидри-гайловым? (выписать).
3 ряд. В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригай-ловым?
Уроки 6 -7 (уроки исследования).
"Двойники" Раскольникова. "Сильные мира сего"
в романе.
Цели: уметь анализировать заданные сцены романа, объяснять их
связь с проблематикой произведения; знать мировоззрение писателя;
понимать значе-ние образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии
образа Раскольникова.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Итак, мы хорошо знаем главного героя, знаем те морально-философские
принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию.
Точнее понять авторское отношение к ним поможет сопоставление
образа Раскольни-кова с образами Лужина и Свидригайлова, "сильными
мира сего". По ходу это-го и следующего уроков мы будем составлять
вместе опорную схему "Полифо-низм романа: столкновение разных
точек зрения и проблема нравственного вы-бора". Составление
схемы - это приём "свёртывания" знаний, т.е. их выраже-ния
в предельно-сжатой форме для более прочного запоминания, а затем,
когда потребуется, для воспроизведения в "развёрнутом"
виде.
(Опорная схема в готовом виде дана в приложении №5. Составляется
в 3 этапа).
Оформляется запись в тетради, под схему отводится двойной листок.
II. Беседа (вопросы к анализу текста).
1. Кто такой Лужин? Что мы знаем о нём?
2. Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории
("а до-ведите до последствий, что вы давеча проповедовали,
и выйдет, что людей можно резать…")
Согласны ли вы с ним? (ч. 2, гл. 5)
3. Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое
вни-мание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова,
почему?
4. Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения
письма ма-тери? ("Умный и, кажется, добрый", "положил
взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая
уже испытала бедственное положе-ние", "муж ничем не
должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает
мужа за своего благодетеля". Рассуждения Раскольникова о
"доб-роте" Лужина, допускающей, что "невеста и
мать мужичка подряжают, в теле-ге, рогожей крытой! Ничего! Только
ведь девяносто верст…" усиливают скла-дывающееся о Лужине
впечатление, как о человеке черством, сухом, равно-душном и расчетливом,
пробуждают чувство неприязни к этому герою).
5. Впечатление о Лужине усугубляется при анализе сцены "объяснения"
между ними Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни. (Поведение
Лужи-на в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую
душу, отсутст-вие искренности, истинной любви и уважения к своей
невесте, способность ос-корбить и унизить ее. Докажите текстом.
В поведении Дуни - искренность, большое чувство такта, благородство,
желание рассудить беспристрастно: "… если брат виноват, то
он должен и будет просить у вас прощения", уважение к человеку,
которому дано было "великое обещание", чувство собственного
дос-тоинства).
6. Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал
разрыв с Дуней? ("Более всего на свете любил и ценил он добытые
трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем,
что было выше его"). (Лужи-на раздражал разрыв с Дуней потому,
что это разрушало его мечту о существе, которое "будет рабски
благодарно ему всю жизнь… а он-то будет безгранич-но… владычествовать…").
7. Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое
могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое
решение? (Сце-на с Соней на поминках у Мармеладова). (Лужин для
достижения своей эгои-стической цели, "для себя одного",
готов "переступить все препятствия", живет по принципу
"все дозволено". В этом его теория близка с теорией
Раскольни-кова. Единственный бог для Лужина - деньги. Угрызения
совести и сострада-ние незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких
человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью.
И мы слышим мысли Достоев-ского о бесчеловечности эгоистического
самоутверждения за счет других).
8. Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его персонажи в романе?
(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как
злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу "душегубства",
повинен в само-убийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко
оскорбил девочку, отра-вил жену Марфу Петровну, что он шулер и
что нет такого порока, который не гнездился бы в его душе. Вместе
с тем на протяжении всего романа он совер-шает ряд добрых дел:
избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хо-чет помочь
Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиро-тевшей
семьи Мармеладовых. От природы имеет совесть. Это человек без
убе-ждений и без деятельности жить не может. Потеряв Дуню, кончает
свою жизнь самоубийством. В Бога Свидригайлов не верит, а Царство
Божие в его вообра-жении - какая-то баня с пауками.
9. Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым "одного
поля ягоды", что между ними есть "точка общая"?
(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных
устоев, запретов, живет по принципу "все дозволено: Раскольников,
разрешая себе "кровь по совести", тоже отрицает нравственную
ответственность сильного человека за свои по-ступки; моральные
нормы, по его мнению, существуют только для низшей ка-тегории
людей, - "тварей дрожащих").
10. В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным
и Свидригайловым?
(1) Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин
и Свид-ригайлов живут по теории Раскольникова. Он же, общаясь
с "сильными мира сего", не может принять их жизнь, хотя
и старается причислить себя к "силь-ным мира сего",
ему неприятны люди, живущие по его теории. Это сопоставле-ние
возвышает человека в Раскольникове.
(2) Сталкивая этих двух героев, автор опровергает теорию Раскольникова,
вскрывает ее бесчеловечность.
III. Оформляем схему. Запись названия.
(см. Приложение № 5).
Опорная схема заполняется постепенно по ходу следующих уроков.
IV. Работа с учебником (стр. 376).
На какие вопросы вы затрудняетесь ответить?
В чем различия между Раскольниковым и Лужиным, Раскольниковым
и Свидригайловым?
Почему невозможно воскрешение Свидригайлова? (Нравственный ниги-лизм
Свидригайлова, потеряны ориентиры между добром и злом, омертвение
души, паралич духовный).
V. Домашнее задание.
1 ряд. Рассказать о Разумихине. Как в романе обыгрывается его
фамилия? Разделяет ли взгляды социалистов? (ч. 3, гл. 5). Стр.
377.
2 ряд. Лебезятников. Его теория. Смысл образа. Стр. 377. (ч. 5,
гл.1).
3 ряд. Рассказать о Соне (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4; ч. 1, гл.
2). В чем "правда" Сони?
Всем: доказать, что автор утверждает "правду" Сони Мармеладовой.
Уроки 8 - 9.
Полифонизм романа. Столкновение разных точек зрения. Проблема
нравственного выбора.
Цели: учащиеся должны проанализировать жизненные позиции разных
ге-роев, разобраться в философском многоголосии романа и определить
нравст-венную позицию автора.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Достоевский как писатель придавал большое значение занимательности
по-вествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрой
фабулы, за-хватывающий читателя. Никому прежде не удавалось соединить
детективный сюжет с тончайшим психологизмом и глубиной философского
смысла. В рома-не для читателя нет загадки в том, кто убийца,
сюжет развивается вокруг друго-го. Повествование построено, так
что на всем его протяжении мы следим за ка-ждым движением воспаленной
мысли Раскольникова. Другие персонажи рома-на обрисованы таким
образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения,
они, каждый по-своему, разъясняли ту драму, которая развертывается
в душе Раскольникова - "единственный герой книги. Все остальные
- проек-ции его души". Знание жизненной позиции этих героев
помогает читателю по-нять Раскольникова и услышать голос автора.
II. Анализ отдельных глав произведения. Выступления заранее подго-товленных
учащихся.
1 ряд. Дмитрий Покофьевич Разумихин. Анализ ч. 1, гл. 4; ч. 3,
гл. 5.
1. Кто такой Разумихин? Как в романе обыгрывается его фамилия?
2. Кто, как и почему именует героя?
3. Похож ли он на демократов 60-х гг.?
4. Разделяет ли Разумихин взгляды социалистов?
5. Какова теория Разумихина? Как к ней относится автор?
2 ряд. Андрей Семенович Лебезятников. Анализ ч. 5, гл. 1.
1. Кто такой Лебезятников?
2. С какой целью останавливается именно у него Лужин?
3. Каковы взгляды социалистов в подаче Лебезятникова?
4. О какой "новой, особой коммуне" он говорит?
III. ряд. Соня Мармеладова.
Анализ эпизодов: ч.4, гл. 4, ч 5, гл. 4, ч 1, гл. 2 (с элементами
пересказа).
1. В чем "правда" Сони?
2. Что показалось "странным" Раскольникову у Сони и
почему?
3. Доказать, что автор утверждает "правду" Сони Мармеладовой.
Работа с ОСК "Две правды" в романе "Преступление
и наказание" (приложение 6).
Вывод: Раскольников протестует, бунтует, он не хочет принять жизнь
та-кой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над
другими. Соня идет другой дорогой. Она смиряется, жертвует всем
ради несчастных детей и страдает. Ее жизнь строится по законам
самопожертвования. В позоре и униже-нии она сохранила в себе чуткую
и отзывчивую душу. Во имя любви к людям она избирает путь насилия
над собой. Это, по мнению Достоевского, и есть единственный путь
обновления мира. Сопоставление двух "правд" - Расколь-никова
и Сони - заставляет задуматься над актуальной проблемой: как изме-нить
мир, лежащий во зле (бунтом или смирением, состраданием?) Беседа.
III. Продолжение составления схемы "Полифонизм романа"
(Приложе-ние 5).
IV. Домашнее задание.
1. В романе 3раза упоминается евангельский сюжет о воскрешении
Лазаря. Где, при каких обстоятельствах, для чего?
2. Почему воскреснет после преступления Раскольников и погибнет
Свид-ригайлов?
3. В чем суть христианского мировоззрения Достоевского?
Урок 10 - 11
Своеобразие воплощение православной концепции Достоевского
в ро-мане "Преступление и наказание".
Цели урока: анализ евангельских сюжетов, использованных в романе;
уме-ние объяснять философскую позицию автора, используя элементы
анализа тек-ста.
Ход урока.
В чем есть Православие? Нет счастья в комфорте, покупается счастье
страда-нием. - Человек не родится для счастья. Человек заслуживает
свое счастье и все-гда страданием.
Ф.М. Достоевский
I. Вступительное слово учителя.
"Русский народ весь в Православии, в идее его, потому что
Православие все. Православие есть Церковь, а Церковь - Увенчание
здания и уже навеки. Кто не понимает Православие - тот никогда
и ничего не поймет в народе. Мало того: тот не может и любить
русого народа".
Эти слова Достоевского - средоточие всего творческого осмысления
им бы-тия. Достоевский отождествлял понятие русский и православный.
Если в рома-не с несомненной религиозной серьезностью осмысления
бытия цитируется священное Писание, то пренебречь этим - значит
пренебречь правильным ос-мыслением художественного текста. В "Преступлении
и наказании" Соня Мар-меладова читает Раскольникову, по его
требованию, евангельский эпизод вос-крешения Лазаря. Евангельское
чтение о воскрешении четверодневного смер-дящего Лазаря есть смысловой
энергетический узел романа.
II. Беседа с учащимися.
1. Когда в романе впервые звучит упоминание о Лазаре? В связи
с чем? Как можно объяснить это упоминание? (О воскрешенном Лазаре
впервые напоми-нает Раскольникову следователь Порфирий Петрович,
связывая вопрос об этом событии с вопросом о вере главного героя.
Чтение и анализ эпизода диалога из Ч 3, гл. 5. В сознании Раскольникова
брошено зерно. Недаром евангельский рассказ заканчивается словами:
"Тогда многие… из видевших, что сотворил Иисус, уверовали
в Него").
2. Проанализируйте эпизод чтения Соней Евангелия.
Учащиеся читают весь сюжет. Целесообразно остановиться на понимании
притчи.
- Почему Иисус Христос не сразу пошел в Иерусалим, когда узнал
о болез-ни Лазаря?
- В чем смысл притчи?
Библейский сюжет - фактическое событие. Действительно был воскрешен
четыре дня пролежавший Лазарь. Смысл - в силе веры в Господа.
Даже уже Смердящий Господь может поднять от смерти и оживить (Лазарь
потом служил епископом на Кипре). Тысячи иудеев уверовали во Христа
тогда.
Раскольников требует от Сони прочесть ему Евангелие в решающий
для се-бя момент, в созревающем стремлении объявить о своем преступлении
и при-нять внешнее наказание по закону. Ибо герой романа и есть
этот четвероднев-ный смердящий Лазарь. ("Это ты, брат, хорошо
сделал, что очнулся, - говорит ему Разумихин, - Четвертый день
едва ешь и пьешь"), жаждущий воскрешения. Жаждущий веры и
не могущий ее обрести. Пояснение учителя рекомендуются и даме:
Когда человек ощущает свою отъединенность от Бога, когда он остается
на-едине с собою и с миром без опоры на любовь Божию, тогда он
сам возомнева-ет себя всевластным господином над своей судьбой,
тогда беда, тогда вся дур-ная бесконечность времени наполнена
для него терзанием тщеславных вожде-лений. "Сатана нас в
тщеславие ввергает, чтобы мы своей, а не Божьей славы искали",
- писал св. Тихон Задонский.
3. Когда вновь упоминается имя Лазаря? В эпилоге, но уже в связи
с общим настроением очищения. Вся поэтика романа подчинена основной
цели - вос-крешению, преображению героя. (Читать картины природы:
"облитая солнцем необозримая степь"). В гармонии с миром
и с самим собой изображен Расколь-ников в эпилоге, "он воскрес,
и он знал это, чувствовал вполне всем обновив-шимся существом
своим".
4. Почему не воскрес падший Свидригайлов? Почему возможно воскреше-ние
Раскольникова?
Без опоры на веру воскрешение невозможно. Вера Свидригайловым
утра-чена полностью. А Раскольников верит (и Полечку просит молиться
за него, и, заикаясь, но все же признается Порфирию Петровичу
в вере в новый Иеруса-лим и в воскрешение Лазаря).
Путь Раскольникова - путь служения злу и победе над ним. Путь
Свидри-гайлова - путь служения злу, отчаяния перед кажущимся всевластием
зла, отказ от волевых усилий к преодолению зла в себе
5. В чем же суть христианского мировоззрения Достоевского?
6. Автор верит в "восстановление падшего человека" через
приобщение к христианскому идеалу "великой общей гармонии,
братского окончательного согласия всех по Христову евангельскому
закону".
III. Домашнее задание.
Индивидуальные сообщения.
1. История семьи Мармеладовых.
2. Описание петербургских трущоб.
Класс.
1. Рассказать о жизни семьи Раскольникова (мать, сестра).
2. Каков характер социального протеста в романе?
Урок 12 (анализ эпизодов произведения).
Униженные и оскорбленные в романе "Преступление и наказание".
Цели: анализировать текст романа, обобщать, используя дополнительные
учебные материалы, объяснять позицию автора.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя (о суровой правде писателей -
реали-стов XIX века в изображении безысходности жизни обездоленных
людей. Можно использовать репродукции художников - передвижников)
II. Выступление учащихся. Беседа.
1. Описание петербургских трущоб (будничные кошмары, описание
- дво-ров-"колодцев", домов, комнат-"гробов").
2. История семьи Мармеладовых.
3. Как живут родные Раскольникова?
4. Каков характер социального протеста в романе и как он связан
с автор-ской позицией?
Пояснения. Писатель сочувствует "маленьким людям". Его
роман наполнен болью за поруганное человеческое достоинство. Он
сам прошел путь бунта, борьбы за лучшую долю для народа (вспомним
биографию). В каторге и стра-даниях обрел другое осмысление мира.
III. Работа с учебным материалом (приложения 7 и 8).
Выводы (беседа по отрывкам из статьи).
Герои Достоевского несут свой тяжкий крест смиренно, исключая
Расколь-никова и его бунт. Сам же писатель, отвечая на вопрос,
что же делать несчаст-ным, забитым обстоятельствами жизни людям,
призывает измученное челове-чество к самосовершенствованию и религиозному
смирению.
IV. Домашнее задание
Найти в тексте:
1. Описание улиц и домов Петербурга
2. Каковы интерьеры комнат?
3. Как выглядят прохожие?
4. Сцены уличной жизни.
Урок 13 (анализ)
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание").
Цель: анализировать сцены, изображающие город, понять стремление
ав-тора передать ситуацию социального и духовного тупика в художественных
за-рисовках.
Оборудование: фотографии Петербурга 19 в. (Приложение №9)
Редко, где найдете столько мрач-ных, резких и странных влияний
на душу человека, как в Петербурге.
"Преступление и наказание", Свидригайлов
I. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом, оформление
запи-сей в тетрадях.
С первых страниц романа читатель попадает в мир несчастья, человеческих
мук, мир ненависти и картины нищеты и страданий проникнуты больно
автора о человеке. Велико художественные совершенство этих сцен,
убеждающие нас в том, что не мы душевно чуткий Раскольников оставаться
спокойным и рав-нодушным на улицах и в комнатах этого города.
II. Анализ эпизодов романа и оформление схемы на доске и в тетрадях:
Петербург Достоевского
Пейзажи
Сцены уличной жизни
Интерьеры
Петербург Достоевского - "город, в котором невозможно быть"
Пейзаж: ч.1,гл.1("отвратительный и грустный колорит "городского
дня); ч.2,гл.1; ч.2, гл.2; ч.2; гл.6; ч.4, гл.5 (вид из окна Раскольникова);
ч.4, гл.6.
Сцены уличной жизни: ч.1, гл.1 (пьяный в телеге); ч.2, гл.2 (сцена
на Нико-лаевском мосту); ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у
распивочной); ч.5, гл.3 (смерть Катерины Ивановны)
Интерьер: ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл.2 (кабак);
ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (угол Мармеладовых); ч.4, гл.4 (комната-сарай
Сони).
III. Выводы:
Город враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу
безысход-ности, толкает на скандалы и преступления.
Домашнее задание:
1. Прочитать и принести на урок критические статьи.
2. Н.Страхов, Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание".
3. Д. Писарев "Борьба за жизнь"
Урок 14.
Роман "Преступление и наказание" в русской критике.
Цели: читать и анализировать части статей Н. Страхова и Д. Писарева;
ви-деть различия в трактовке образа Раскольникова.
Ход урока.
Анализ по теме урока проходит по записанным на доске вопросам.
Разум-ным считается работа в парах с материалом обеих статей.
Вопросы записыва-ются в тетрадь. Тут же - ответы (либо путем косвенного
цитирования, либо прямыми цитированиями частей текста).
1. В чем видят авторы статей главную причину преступления?
2. Для чего нужна была Раскольникову теория?
3. Боится ли Раскольников наказания?
4. Раскольников и его преступление - объект духовного или медицинского
аспекта?
5. Общее отношение к роману.
Домашнее задание:
Прочитать очерк "Пушкин" и отчеркнуть в нем основные идеи.
Урок 15.
Очерк "Пушкин" как размышление об исторических судьбах
русской литературы 19 века.
Цель: знать взгляды Ф. М, Достоевского на особенности развития
русской литературы 19 века, понимать связь их с мировоззрением
писателя; уметь вы-борочно читать и конспектировать материал.
Ход урока.
I. Оформление записей в тетради (тема, эпиграф).
Не было бы Пушкина, не определились бы с такой непоколебимой силой
наша вера в нашу русскую самостоятель-ность, надежда на наши народные
силы, а затем и вера в грядущие самостоя-тельные назначения в
семье европейских народов.
Ф.М. Достоевский. Очерк "Пушкин"
Работа с эпиграфом.
" Как вы думаете, о чем очерк, чему посвящен?
" С какими нравственными ценностями связывает Достоевский
судьбу рус-ской литературы?
II. Вступительное слово учителя.
Первоначально очерк прозвучал как речь писателя на открытии памятника
Пушкину в Москве 8 июня 1860 года. Затем был напечатан в "Московских
ве-домостях". С именем Пушкина Достоевский вслед за Гоголем
связывает пути развития русской литературы.
Наша задача - проанализировать очерк.
III. Анализ очерка (учащиеся в качестве ответа читают цитаты).
1. Почему так важно сегодня, по мнению автора, обращение к Пушкину?
2. Как формулирует Достоевский своеобразный эталон русского идеала,
от-вечая на "проклятый" вопрос современной литературы?
3. Кого в произведениях Пушкина Достоевский называет скитальцем?
Что за тип скитальца?
4. Какие качества подчеркивает автор в главных героях "решающего"
про-изведения Пушкина "Евгений Онегин"?
5. Каково представление о счастье в творчестве великого поэта?
(на приме-ре "Онегина")
6. Что значит, по мнению Достоевского. Стать вполне русским?
7. К чему призывает Достоевский русских писателей, в чем видит
конечный этап развития русской литературы? (Рекомендуется вопросы
вывесить на учеб-ном стенде заранее).
"Узловые" моменты очерка, на которые при анализе следует
обратить вни-мание:
1."Пушкин есть пророчество и указание". Он "способствует
освещению темной дороги нашей новым направляющим светом".
2,3 вопрос. Эталон русского идеала - идеал христианский. В пример
приво-дится Татьяна - "апофеоз русской женщины", тип,
твердо стоящий на нацио-нальной почве. Онегин же - скиталец в
родной земле, оторван от народных ос-нов.
4 вопрос. Онегин "умный, искренний, чужой в земле родной"
скиталец.
Татьяна - истинная героиня романа, воплощение нравственного достоинст-ва
русского народа.
5 вопрос. Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей
гар-монии духа. (Татьяна не могла опозорить мужа, и на слезах
обесчещенного ста-рика возвести здание собственного счастья).
Татьяна, даже если бы стала сво-бодной, не пошла бы за Онегина.
Для него идеал - свет. Нет никакой почвы (у Онегина).
6 вопрос. Тут соприкосновение с народом, его святынею. Повсюду
у Пуш-кина слышится вера в русский характер, вера в духовную мощь
народа.
7 вопрос. Стать настоящим русским, стать вполне русским, значит,
стать братом всех людей, всечеловеком.
8 вопрос. Звучит призыв к общей гармонии, к братскому окончательному
согласию всех племен по Христову евангельскому закону.
IV. Дома: конспект очерка.
Урок 16.
Подготовка к сочинению.
Цели: учить работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать
план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной
лек-сикой.
Ход урока.
I. Беседа по ранее предложенным и дома отработанным темам сочинения.
1. Тема смирения и бунта в романе Достоевского "Преступление
и наказа-ние".
2. В чем причина самоубийства Свидригайлова?
3. В чем противоречие теории Раскольникова?
4. В чем смысл эпилога романа Достоевского "Преступление
и наказание"?
5. Разговор Раскольникова с Соней на квартире (анализ эпизода).
6. Тема падения и духовного возрождения человека в романе Достоевского
"Преступление и наказание".
Этапы работы по анализу темы:
1. "Чтение" темы: определение главных слов, объема (узкая,
широкая тема), характера (личностная, литературоведческая и т.д.).
2. Определение тезиса, основной мысли сочинения.
3. Подбор аргументов, "иллюстративного" материала.
4. Продумывание заключения и вступления.
Опорная лексика:
особенный писатель, трагический художник; …никто так, как он не
по-стиг трагических противоречий мира; величие духа и нравственная
стой-кость человека; своеобразие творчества; христианская концепция,
право-славное мировоззрение;
психологическая напряженность повествования; изображение человека
в трагических обстоятельствах; внутренний монолог как прием; кричащие
контрасты; объемность художественных деталей.
II. Составление планов, редактирование черновых набросков.
III. Сочинения учащиеся пишут дома.
Скачать приложения
(prilozheniya.rar [72kb])
|