Мы рады, что вы заглянули на виртуальную страничку кафедр гимназии № 11. Работа каждой кафедры сложна и многогранна. Это и научно-методическое обеспечение, и творчество учителя и ученика; споры и дискуссии по проблемам преподавания той или иной дисциплины. Кафедра - это живой организм, требующий постоянного движения и самосовершенствования. Мы только начинаем рассказ о кафедрах нашей гимназии.

 
карта сайта
О гимназии
Кафедры
Приказы и положения
КПМО
Досуг
Здоровье
Достижения

   



 




 


Баскакова Валентина Петровна
Учитель русского языка и литературы гимназии № 11
Г.Волгограда
Конспекты уроков по русскому языку в 10 классе
по теме "Разговорная речь"
Урок №28. Разговорная речь
Тип урока - повторительно-обобщающий
Цели урока:
1) обобщить и углубить сведения об особенностях разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения;
2) совершенствовать навыки и умения анализа речевого высказывания;
3) привить любовь к родной речи.
Методы: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ.
Приёмы: обобщение, анализ.
Оборудование: учебники и рабочие тетради, высказывания о разговорной речи С. Маршака, Н. Брауна, А. Шибаева, Л. Васильевой, Н.
Кондаковой, карточки-информаторы, таблица "Функции, сфера и назначение разговорной речи".
Ход урока

 
Эпиграф:
Родная речь - дарованное благо,
сложным-сложна,
а то простым-проста.
Пусть сожжена бесценная бумага,
слова живут, текут из уст в уста...
Л. Васильева


I. Организационный момент. Собрать тетради с домашней работой.
II. Анализ текста.
Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий.
Какое же это необъятное и неисчерпаемое море - человеческая речь!
С. Я. Маршак
- Прочитайте текст, определите его тему.
- Выпишите предложения, в котором выражена основная мысль.
- Объясните значение слов сопутствовать, отвлечённый, запечатлеть.
- В каком значении употреблено в тексте многозначное слово словарь?
Подберите синонимы, объясняющие его значение.
- Согласны ли Вы с точкой зрения С. Я. Маршака?
III. Слово учителя.
Действительно, человеческая речь - это необъятное и неисчерпаемое море.
Сегодня мы поговорим с Вами об особенностях разговорного стиля речи. Термин "разговорный стиль" понимается двояко. С одной стороны, он употребляется для обозначения степени литературной речи и включается в ряд: высокий (книжный) стиль - средний (нейтральный) стиль - сниженный (разговорный) стиль. Такое подразделение мы находим в виде соответствующих помет в толковых словарях. С другой стороны, этим же термином обозначают одну из разновидностей литературного языка.
IV. Работа учащихся в группах.
Каждая группа получает карточку-информатор и в течение 5 минут готовит сообщение по своему вопросу. (См. приложение.)
1 группа - "Основная функция и назначение разговорного стиля речи"
2 группа - "Разновидности разговорного стиля"
3 группа - "Тематика разговорного стиля"
4 группа - "Устная и письменная формы разговорного стиля"
- Выступления учащихся от каждой группы.
V. Составление обобщающей таблицы по теме "Функции, сфера и назначение разговорного стиля речи"

Основная функция Общение
Назначение Передача информации
Сфера применения Беседа, частная переписка
Разновидности Литературно-разговорный и разговорно-бытовой
Тематика События, погода, здоровье, новости
Формы Устная (преобладающая форма общения) и письменная
Характерные черты Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность

VI. Домашнее задание: с. 300-301 - прочитать и выучить, № 491, подготовить индивидуальные сообщения по следующим вопросам: "Звуковая сторона речи разговорного стиля", "Лексика разговорного стиля речи", "Словообразовательные особенности разговорного стиля", "Синтаксис разговорной речи".

Приложение к уроку №28

1.Высказывания о русской речи:
Да сохранит нас, за всё отвечая,
Речи родной бескрайняя даль,
Слово - лиловый огонь иван-чая,
Из-за которого жизни не жаль!
Н. Кондакова
Язык - и стар и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов -
Купаться ежечасно!
А.Шибаев
Речь - как речка. Но она живая,
Всей душой, со всею болью ран,
Всех времён хребты одолевая,
Долетает сквозь эпох туман.
Н. Браун
2.Карточка-информатор №1
Основная функция и назначение разговорного стиля речи.
Разговорный стиль речи выполняет основную функцию языка - функцию общения. Его назначение - непосредственная передача информации преимущественно в устной форме (исключения: частные письма, записки, дневниковые записи). При этом имеется в виду не устная публичная речь (доклад, лекция и т.д.), которая строго систематизирована, упорядочена, а неподготовленная диалоговая речь в условиях свободного общения участников. Помимо основной функции - средства общения - разговорная речь выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, в авторском повествовании служит средством стилизации, а при столкновении с книжной речью может создавать комический эффект.

Карточка-информатор №2
Разновидности разговорного стиля.
В составе разговорного стиля выделяются литературно-разговорный стиль, использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка и разговорно-просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности. Разговорно-бытовой стиль сформировался в бытовой, неофициальной обстановке и условиях устного, непринуждённого и неподготовленного общения. Разговаривают собеседники обычно не только словами, но и жестами, мимикой.

Карточка-информатор №3
Тематика разговорного стиля.
На разговорный стиль речи большое влияние оказывает ситуация - реальная, предметная обстановка речи. Это позволяет предельно сокращать высказывания, в них могут отсутствовать отдельные компоненты, но это не мешает воспринимать разговорные фразы. Разговорный стиль имеет свою особую сферу применения, определённую тематику. Чаще всего предметом разговора становится погода, здоровье, покупки, цены, новости, какие-либо интересные события и т. д. Конечно, возможно и обсуждение политической обстановки в стране, в мире, новостей культурной жизни, но и эти темы подчиняются правилам разговорного стиля, его синтаксическому строю.

Карточка-информатор № 4
Устная и письменная формы разговорной речи.
Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной формах (реплики персонажей в пьесах, в отдельных жанрах художественной и публицистической литературы, записки в дневниках, тексты писем). При этом имеется в виду не устная публичная речь (доклад, лекция, выступление на собрании, в суде и т. д.), а неподготовленная диалоговая речь в условиях свободного общения участников.

Урок №29. Признаки разговорной речи.
Невербальные средства общения.

Тип урока - повторительно-обобщающий
Цели урока:
1) повторить и углубить сведения о признаках разговорной речи;
2) выявить интонационные особенности разговорной речи, роль мимики и жестов в устном общении, характерные языковые средства;
3) привить интерес к русскому языку.
Методы: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ, самостоятельная
работа.
Приёмы: обобщение, анализ.
Оборудование: учебники и рабочие тетради, карточки.

Ход урока:
  Эпиграф:
Научиться говорить -
значит научиться строить высказывания.
М. М. Бахтин

I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
1. Фронтальный опрос:
- Каковы функции и назначение разговорного стиля речи?
- Какова сфера применения разговорного стиля речи?
- Назовите разновидности разговорного стиля речи.
- Какова тематика разговорной речи?
- В каких формах существует разговорная речь?
- Назовите характерные черты разговорного стиля.
2. Упражнение № 493.
- Охарактеризуйте разницу между разговорными и просторечными
средствами языка.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Выступления учащихся с сообщениями по вопросам:
- "Звуковая сторона речи разговорного стиля".
В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация. Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, "растягиванием" гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.
Часто слова и их формы в разговорном стиле имеют ударение, не совпадающее с ударением в более строгих стилях речи, например, прИговор(нормативное приговОр), звОнишь {звонИшь), прикрЕпит {прикрепИт), развИлась {развилАсь) и т. д.

- "Лексика разговорного стиля".
Разговорная лексика, входящая в состав лексики устной речи, употребляется в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски. Разговорные слова принадлежат к разным частям речи. Выделяются:
- существительные: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка, картошка, дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.;
- прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлый и т. д.;
- глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать, жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др.
- наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточку и др.
Разговорный оттенок имеют и некоторые фразеологизмы.
Стилистически они выразительны и содержат разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый. Фразеологизмы характеризуются структурным разнообразием: ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.
- "Словообразовательные особенности разговорного стиля".
Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его
экспрессивностью и оценочностью.
Широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др.
Так в разряде существительных используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер:
- ак/-як: добряк, здоровяк;
- ан/-ян: старикан, грубиян;
- ач: бородач, силач;
- ежк(а): зубрежка, кормежка;
- отн(я): беготня, пачкотня;
- ыш: глупыш, крепыш;
-яг(а): доходяга, работяга и др.
Для прилагательных, имеющих разговорный характер, можно выделить суффиксы:
- аст-: глазастый, языкастый;
- енн-: здоровенный, обалденный.
К разговорной лексике относятся глаголы на:
- ничать: бродяжничать, жеманничать;
- ивать: пошаливать, поговаривать.
- "Синтаксис разговорной речи".
Большим своеобразием отличается разговорный синтаксис.
К характерным чертам литературно-разговорного синтаксиса относятся:
1. Широкое использование вопросительных и побудительных
предложений:
Кого они любят? Что им надо? (М. Горький).
За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш! (М. Горький).
2. Использование неполных предложений в диалоге:
- А что, Денисов хороший? - спросила она. - Хороший.
3. Часто допускаются лексические повторы:
Надо, чтоб парень был видный, из себя красивый. Да, да, да. (Н. Островский).
4. В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи:
Люди как люди. Что за человек! Нашел с кем дружить!
IY. Актуализация знаний.
Работа учащихся в группах.
1 группа - № 481(11). Графически обозначьте, где бы сделали большие (//) и малые (/) паузы, где усилили бы (?) и где ослабили бы (?) голос, выделите признаки разговорного стиля: в лексике, словосочетаниях, устойчивых оборотах речи, структуре предложений.
2 группа - № 491. Понаблюдайте за интонацией, обозначьте графически
паузы, повышения и понижения голоса. Найдите разговорные и просторечные слова и речевые обороты.
3 группа - № 494. Найдите разговорные слова и обороты речи в отрывке из повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка".
4 группа - № 495. Отметьте в письме А. С. Пушкина А. X. Бенкендорфу
слова, обороты речи, уместные и в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу и слова, обороты, которые Вы считаете архаичными, неуместными в наше время.
V. Творческая работа с последующей проверкой.
- Замените предложения синонимичными разговорными конструкциями.
Карточка №1 (группы 1 и 2)
Пытаясь информировать каждого человека о достоинствах науки, популяризаторы, с одной стороны, выполняют благородную задачу, с другой стороны - порождают опасное ощущение благополучия.
Карточка №2 (группы 3 и 4)
Заинтересовавшись историей инквизиции, я выучил испанский язык.
VI. Разыгрывание ситуаций. (Работа в парах)
- Мы говорили сегодня о словесных речевых средствах. Вспомните,
пожалуйста, невербальные средства общения.
- Реализуйте следующие коммуникативные намерения, используя только
несловесные средства общения.
- пригласите пройти - поблагодарите
- позовите - посоветуйте
- остановите - возразите
- обрадуйтесь - пообещайте
- попросите - потребуйте
- удивитесь - извинитесь
- Какова роль жестов и мимики в устном общении?
Контактное общение в большей мере позволяет услышать, почувствовать различные оттенки высказанной мысли. Этому, безусловно, помогает возможность не только слышать говорящего, но и видеть его мимику, жесты, телодвижения.
При определенных речевых ситуациях невербальные средства общения становятся особенно важными.
VII. Подведение итогов урока.
Оценивание. (Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения).
VIII. Дом. задание: № 489.

Урок №30. Совершенствование культуры разговорной речи.
Овладение речевой культурой и использование технических средств
коммуникации.

Тип урока - повторительно-обобщающий.
Цели урока: 1) обобщить и углубить знания учащихся о речевых жанрах;
2) привить интерес к живому русскому слову.
Методы: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ, самостоятельная
работа.
Приёмы: обобщение, анализ, классификация, дедукция.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, магнитофон, аудиозапись
выступления И. Л. Андроникова "Первый раз на эстраде", схема
"Речевой жанр и компоненты речевой ситуации", памятка
"Риторический анализ, его разновидности".

Ход урока:
  Эпиграф:
Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают устойчивыми типическими формами построения целого.
М. М. Бахтин

I. Организационный момент. Собрать тетради с домашней работой.
II. Слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
- На уроках русского языка мы с Вами создавали разные тексты. В жизни нам приходится произносить самые различные тексты, которые называем речевые жанры. Вслед за ораторами Древней Греции выделяем по общему родовому признаку устные (совещательные речи, застольное слово, семейная беседа и т. д.) и письменные (официальное письмо, афиша, деловая автобиография и т. д.) речевые жанры.
По основной коммуникативной задаче выделяются виды:
- информационные речевые жанры (объявление, хроника, научный доклад
и т. д.);
- воздействующие речевые жанры (похвальное слово, рассказ, запрет и
т.д.)
Это - деление условно, поскольку в каждом речевом жанре есть информация, если не логическая (фактическая), то эмоциональная.

Речевой жанр и компоненты речевой ситуации


ГДЕ?

КОГДА?

Выбор жанра высказывания очень важен и зависит от речевой ситуации и речевой задачи.

III.Актуализация знаний.
- Создайте текст и запишите его (по рядам).
1реч. ситуация - Вас пригласили на вечер авторской песни и попросили подготовить выступление о жизни и творчестве В.С.Высоцкого. Какой жанр вы выберете? Обоснуйте! Запишите начало своей речи (См. памятку "Риторический анализ, его разновидности".)

Памятка "Риторический анализ, его разновидности"
- кто адресант?
- кому адресовано данное высказывание?
- зачем, с какой целью создается или воспринимается жанр?
- где и когда происходит общение?
- что говорится (пишется), т. е. какова тема высказывания?
- с помощью каких речевых средств (словесных и несловесных)
реализован речевой жанр?
- удалось ли говорящему (пишущему) реализовать своё
коммуникативное намерение?
2. речевая ситуация - Почтальон вручает письмо для соседа, которого нет дома. Какой разговор может произойти между ним и тем, кто открыл двери? Охарактеризуйre речевой жанр.
3. речевая ситуация - Представьте, что в классе возник спор на тему: "Любить себя - эгоизм или благодеяние?" Какую точку зрения Вы будете отстаивать? Какие аргументы и способы доказательства выберете? Какой вывод сделаете?

IV. Слово учителя..
Вы сейчас использовали речевые жанры при контактном общении, но в реальной жизни часто происходит так, что адресат находится далеко, нас разделяет дистанция. В этом случае на помощь приходят телефон, письма, телеграммы, радио, телевидение, печать. Такое общение называется дистантным.

Задание:
Попробуйте сейчас разыграть ситуацию "Разговор по телефону", включив в него предлагаемый фрагмент. Второй собеседник должен произносить реплики с разной интонацией.
1-й. Представляешь, во время зимних каникул мы поедем на спартакиаду!
2-й. Вот это да (восторженно, с огорчением, задумчиво и т. д.)
1-й. С нами собирается и Николай.
2-й. И он тоже поедет? (радостно, удивленно, злобно и т. д.)
1 -й. А ты будешь участвовать в этом?
2-й. Всю жизнь мечтал... (радостно, надменно, с презрением и т. д.)

V. Анализ рассказа И. Л. Андроникова "Первый раз на эстраде".
Прослушивание аудиозаписи или просмотр видеоролика.
- Как объяснить неудачное выступление И. Андроникова?
(Несколько причин: чувство страха; выступление в новой для себя роли
лектора, а не рассказчика; плохо представлял себе аудиторию).
Таким образом, причин, вызывающих появление коммуникативных ошибок, много: нарушение норм поведения, принятых в обществе; нарушение норм языка; невнимание к ситуации общения (где, когда, с кем, зачем и т. д. говорим); нарушение несловесных норм речевого поведения.
- Проиллюстрируйте схему примерами из вашей жизни.

VI. Подведение итогов урока.
VII.Домашнее задание: написать эссе в разговорном стиле на одну из предложенных тем: "Почему я веду (не веду) здоровый образ жизни", "Что такое активный образ жизни?", "Занятия спортом: грань между пользой и вредом".

Список использованной литературы:
1. Сборник рабочих программ по русскому языку: 10-11 кл.: Базовый
уровень / Сост. Г. М. Вялкова. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. -
92с.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.
для 10-11кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М.
Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2001. - 351с.
3. Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П., Егорова Н. В. Поурочные
разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система
планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к
ЕГЭ. - М.: ВАКО, 2005. - 320с.
4. Риторика: 8 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т. А.
Ладыженской. - М.: Издательский дом "С-инфо"; Издательство
"Баллас ЛТД", 1998. - 128с.
5. Ладыженская Н. В. Обучение успешному общению. Речевые жанры.
Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Издательство
"Баласс"; Издательство "Ювента", 2006. - 176с.

Статьи Кукиной И.С.:

1. Формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках литературы общеобразовательной школе.

2. Из истории становления и развития образования в Царицыне.

3. Две Сарепты.

4. Система уроков по теме "Ф.М.Достоевский"
(профильный уровень)

Статьи Баскаковой В.П.:
1. Кто хочет стать миллионером?
Повторительно-обобщающий урок по теме "Имя существительное" .

2. Формирование креативных способностей у учащихся
5 - 6 классов на уроках русского языка

3. Конспекты уроков по русскому языку в 10 классе
по теме "Разговорная речь"





e-mail :