|
|
Попова Елена Николаевна
Учитель английского языка гимназии № 11
Г.Волгограда
|
Использование инновационных
технологий на уроках английского языка
|
Развитие продуктивной учебной деятельности, автономии
и креативности учащегося требует, чтобы преподаватель был сам автономным,
креативным и способным к гибкости, профессиональной адаптивности
и постоянному творческому поиску. Современные продуктивные технологии
в области обучения / овладения И.Я. ориентированы на "ученика-исследователя",
рефлексивного пользователя и изучающего И.Я., "креативную развивающуюся
языковую личность".
В учебном процессе я активно использую проектную технологию, в том
числе интернет-проекты и благодаря этому увеличивается возможность
внедрения педагогических технологий, базирующихся на использовании
проблемных заданий и некоторых приёмов из технологии критического
мышления.
Данные технологии относятся к личностно-ориентированным, которые
можно рассматривать как продуктивные и обеспечивающие самоопределение
и самоорганизацию, самообучение учащегося в процессе деятельности
и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения
и использования языка.
Благодаря названным технологиям, мне удаётся вовлекать учащихся
в интерактивную деятельность на уроках А.Я., поставить каждого ученика
в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности
учения, организовать его творческое взаимодействие с другими учащимися,
дать возможность реализоваться как личности, придать учебному процессу
реальную практическую направленность. Осознанный и осязаемый практический
результат, продукт, так или иначе оформленный при решении значимой
проблемы, взятой из реальной жизни и которым можно поделиться с
другими.
Идея использование Интернета как средства интерактивной коммуникации
и практического применения знания языка используется мною как основа
для конкурсных проектов (например, "We live in the same area"),
в режиме on-line, где предлагается расположить информацию о себе,
о семье, о друзьях, затем что в классе должен быть соответствующий
микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное
освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не
должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать
активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь
место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала).
Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать
домашним заданиемпомещены адреса и фотографии тех учеников, которые
прошли предварительный конкурс на лучший вопрос и задание. Учащимся
предлагается применить имеющиеся знания в области английского языка,
а также из ряда интегрированных предметов: литературы, истории,
географии. Выполняя задание, ученики совершенствуют знания в области
лексики и грамматики английского языка, в области страноведения,
расширяют свой кругозор. Подобное участие в проекте стимулирует
творческие способности учащихся: умение писать стихи, придумывать
истории. Предлагаемые задания имеют разноуровневый характер, что,
в свою очередь, ставит ученика в ситуацию успеха, предоставляется
возможность его самовыражения. На мой взгляд, Интернет-проект позволяет
интенсифицировать учебный процесс, делать его эффективным, увлекательным
и интересным, и носит деятельностный характер.
Повышение эффективности обучению английскому языку происходит также
благодаря умелому сочетанию различных методов и приёмов обучения.
Так, благодаря активному использованию в учебном процессе некоторых
приёмов из технологии критического мышления, мне удаётся вовлекать
учащихся в интерактивную деятельность на уроках А.Я. Что ещё привлекает
меня в данной технологии? Это подход в обучении, ориентированный
на самореализацию "я" ученика, на развитие его творческого
потенциала, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей
жизни и легко адаптировался в окружающем мире.
Среди методических приёмов, наиболее часто применяемых мною, можно
назвать следующие: - кластер, - мозговой штурм, - синквейн, - учимся
вместе, - ажурная пила, - зигзаг, - инсерт, -5-"w", -Diamond
и др.
Вовлеченные в процесс критического мышления, они самостоятельно
добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретённые
знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, творят, учатся
формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением
к мнению других.
Отдельно хочется сказать об использовании так называемого эвристического
метода - метода эмпатии (вживания в объект), результатом применения
которого всегда является создаваемая учениками образовательная продукция:
идея, гипотеза, текстовое произведение, и т. п. Данный метод означает
"вчувствование" человека в состояние другого объекта,
попытка почувствовать и познать его изнутри. Например, вжиться в
сущность дерева, облака и других предметов. В момент вживания ученик
задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять,
понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения
и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть
им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.
Надеюсь, что использование мною инновационных технологий поможет
сделать современного выпускника социально мобильным на рынке труда
в мировом пространстве.
|
|
|
|