|
 |
Попова Елена Николаевна
Учитель английского языка гимназии № 11
Г.Волгограда
|
Использование здоровьесберегающих
технологий на уроках английского языка
|
Здоровьесберегающие технологии являются составной
частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.
Это совокупность всех используемых принципов, методов и приёмов
обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии,
наделяют их признаками здоровьесбережения, цель которого - не только
оберегать здоровье учащегося и учителей от неблагоприятных факторов
образовательной среды, но и способствовать воспитанию у учащихся
культуры здоровья.
Каковы же принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих
образовательных технологий?
В первую очередь следует назвать индивидуализацию педагогических
воздействий.
Работая в школе более 20 лет, с грустью комментирую, что с каждым
годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, повышенной
утомляемостью, слабой нервной системой. Считаю, что наряду с учётом
индивидуальных особенностей ребёнка, необходимым является формирования
у ребёнка интереса к изучению английского языка, мотивацию к познанию,
тренировать познавательную активность, развивать коммуникативные
навыки.
В целях сохранения положительной мотивации у младших школьников
к изучению языка мною были придуманы двуязычные грамматические сказки
и рифмовки. Слушать сказки - одно из самых любимых занятий детей.
Интерес учащегося зависит от его успехов в овладении языком. И если
ученик видит, что продвигается вперёд, он с интересом занимается
этим, охотнее изучает предмет. Двуязычные сказки и рифмовки психологически
оправдывают и делают эмоционально привлекательными и коммуникативно-значимыми
"скучные и примитивные" правила и фразы как "A cat
sleeps". Кроме того, они способствуют лучшему запоминанию английских
слов и выражений, развитию памяти, имеют релаксационный и эмоциональный
эффект. Также двуязычные сказки и рифмовки легко и естественно обучают
аудированию, развивают фонематический слух, чувство рифмы, языковую
догадку, артикуляционный аппарат. Такая сказка не должна занимать
весь урок, она используется на этапе презентации грамматического
материала. Предлагаемый иллюстрационный материал к сказке способствует
еще лучшему пониманию лексико-грамматического материала и развитию
зрительной памяти. На первом году обучения А.Я. проводятся упражнения
по разработке руки, я обучаю рисованию в стиле "кроки"
- быстрому схематическому рисунку.
Благодаря использованию на уроках А.Я. методов технологии критического
мышления, игровой и проектной технологии, имеет место стимулирование
мыслительной деятельности учащихся, и как следствие, они всё чаще
попадают в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение
материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность
ребёнка, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает
неврологические реакции детей.
Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер
педпроцесса. Включение школьника в творческую деятельность способствует
реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого аспекта
неинтересно, а значит, в какой-то мере является насилием. Насилие
же разрушительно для здоровья. Возможности для решения творческих
задач в учебном процессе достигается через использование активных
форм и методов обучения, о которых упоминалось выше.
Каким должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок,
я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат
(нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение,
отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не должен быть
однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать
активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь
место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала).
Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать
домашним заданием. |
Проблемы сохранения и укрепления здоровья
|
Здоровьесберегающие технологии
|
Как решаю в своей педагогической деятельности
|
- Учебные перегрузки, приводящие к состоянию хронической
усталости
- Чрезмерная интенсификация учебного процесса, как рационально
организовать учебную деятельность
- Снижение интеллектуальной активности
- Предупреждение школьных стрессов
- Формирование культуры здоровья, ценностного отношения к здоровью
|
Организационно-педагогические, способствующие предотвращению
переутомления, гиподинамии, соблюдение СанПиНа.
Психолого-педагогические
(психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного
процесса)
Социально адаптирующие и личностно развивающие,
обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья
учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности
|
В классе обеспечиваю соответствующий микроклимат
(нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение,
отсутствие неприятных звуковых раздражителей), отсутствие однообразия
и монотонности, частая смена деятельности, методы и приёмы способствуют
активизации инициативы и творческого самовыражения, имеют место
оздоровительные моменты (физкультминутки, музыкальные паузы, юмор,
похвала), слежу за правильной осанкой, провожу зарядку глаз.
Для сохранения положительной мотивации у младших школьников к изучению
языка мною были придуманы двуязычные грамматические сказки и рифмовки,
они психологически оправдывают и делают эмоционально привлекательными
и коммуникативно-значимыми "скучные и примитивные" правила
и фразы, они способствуют лучшему запоминанию, развитию памяти,
имеют релаксационный и эмоциональный эффект. Двуязычные сказки и
рифмовки легко и естественно развивают фонематический слух, чувство
рифмы, языковую догадку, артикуляционный аппарат, а иллюстрационный
материал к сказке способствует лучшему пониманию лексико-грамматического
материала и развитию зрительной памяти. На первом году обучения
А.Я. провожу упражнения по разработке руки через быстрый схематичный
рисунок - стиль "Кроки".
Использую методы технологии критического мышления, игровой и
проектной технологии для стимулирования мыслительной деятельности
учащихся, попадания в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают
усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную
деятельность ребёнка, улучшают психологический климат на уроке,
предупреждают неврологические реакции детей. Применяю завуалированный
контроль в форме игр (лото, кроссворды, ролевые игры, элементы
драматизации)
|
|
 |
|