карта сайта
О гимназии
Кафедры
Приказы и положения
КПМО
Досуг
Здоровье
Достижения

   



 




 


Попова Елена Николаевна
Учитель английского языка гимназии № 11
Г.Волгограда
Эвристические методы обучения английскому языку
(Или как скучную грамматику сделать интересной и функциональной)
"Делай то, что ты можешь, с помощью того, чем ты располагаешь, там, где ты сейчас"
Т. Рузвельт

Развитие продуктивной учебной деятельности, автономии и креативности учащегося требует, чтобы учитель был сам автономным, креативным и способным к гибкости, профессиональной адаптивности и постоянному творческому поиску.
В учебном процессе я активно использую эвристические методы обучения, ориентированные на ученика - исследователя.
Я абсолютно разделяю мнение академика Хуторского Андрея Викторовича, который считает, что метод обучения - более сильное средство, чем содержание обучения.
Применяемые мною эвристические методы: эмпатии (вживания), наблюдения, смыслового видения имеют универсальный общечеловеческий характер, они относятся непосредственно к действиям ученика и результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина и т.д.
Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта, "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
Например, вжиться в сущность ручки, классной доски, парты, классной комнаты и других предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме. Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводит к развитию у учащихся таких познавательных качеств, как наитие, озарение.
Благодаря этим приёмам, учащиеся вовлекаются в интерактивную деятельность на уроках, где ученик - активный субъект деятельности на уроке, а учебному процессу придаётся реальная практическая направленность.
Возможности информационно компьютерных технологий позволяют наглядно продемонстрировать на мониторе примеры диалогов, рассказов. Заранее записанные задания с наглядными примерами для фиксации внимания учащихся значительно экономят время урока, позволяют производить корректировку заданий и коррекцию ошибок. И, наконец, подготовить самостоятельно или в группе презентации для сопровождения собственных образовательных продукций. Эти материалы могут быть подкреплены соответственными звукозаписями.

«Приправа» к уроку
  • Урок, как и блюдо – если его пересолить, оно несъедобно, если переперчить – неудобоваримо, но и без приправ блюдо теряет свой аромат, пикантность и изысканность.
  • Так и уроки английского языка, не содержащие интересные,
    занимательные материалы, становятся пресными и «безвкусными».
  • Приглашаю вас к совместному полёту за «специями»
    Полётом управляет универсальный метод эмпатии (вживания), что означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, попытка «переселиться» в изучаемый предмет, почуствовать и познать его изнутри.
    Если бы предметы умели разговаривать…

     

    Бюро забытых вещей

    После уроков учащиеся иногда забывают в кабинете свои вещи.
    Предметы, как и люди, таят в себе много интереснейшей информации.
    Методом «мозгового штурма» прошу назвать эти предметы и написать их на доске.
    (a pen, a pencil, a book, a copy-book, a ruler, a rubber, a cap, a scarf, mittens, boots, shoes, a pie, a piece of pizza, a sweet, an apple, a lipstick, a comb, a pin, a ball, a toy, a stone, a crib, a plastic bag etc.)
    Задание для учащихся
    • Все предметы прошу объединить по темам;
    • класс делится на небольшие группы (3-4 человека), каждая группа получает предметы по одной теме;
    • каждая группа выбирает один предмет;
    • за 10-15 минут учащимся предлагается сочинить историю, которую данный предмет мог бы рассказать о себе и своём хозяине; (даётся установка на использование “Past Simple”)
  • Ученики делятся своими соображениями о том, как предмет попал к хозяину, почему он хранил его, как использовал и т.д.
  • (даётся установка на использование структур: may/might/must/can/could + infinitive;
    may/might/must + Present Participle;
    may/might/must/can/could + Have + Past Participle

    Например:
    This stone might belong to a boy. He might have found it when he first went to the Black Sea. He couldn’t throw it away because its shape and colour were very unusual, so he brought it home, then he wanted to show it to his friends at school and to his teacher on History
  • Рассказ от имени предмета(Writing as an object)

    Каждый ученик выбирает какой- нибудь предмет из забытых в кабинете;
    учащимся предлагается ответить на вопросы от имени этого предмета:
    Например:
    How old are you?
    What is your earliest memory?
    What are you memory?
    What are you made of?
    Where is your home?
    What is your purpose?
    What do you like about your life?
    What do you hate about your life?
    What do you think about your owner?
    What is happiness for you?
    What are you afraid of?
    What will happen to you in the future?

  • Учащиеся редактируют свои ответы, превращая отдельные предложения в целостный рассказ.
  • Вариант: ребята рассказывают о предмете, не называя его, а одноклассники отгадывают.
    Например:
    My colour is brown and I ‘m made of plastic. I’m new, I’m only two weeks old. I live in a bag or in a pocket. I remember the day my owner bought me in the shop. I like my owner because he keeps me in a good place and he doesn’t use me very often. I hate to lose my teeth every time he uses me. My purpose is to live more than ten years. I fear most of all to lose all my teeth and to find myself in a rubbish bin. My idea of perfect happiness is my owner’s clean hair.
  • Рассказ от имени предмета 2
  • Прошу учащихся назвать маленький предмет, который постоянно требует денег, похож на миникомпьютер в кармане и без которого современные учащиеся не могут жить.
  • Предлагаю учащимся представить себя этим предметом и кратко описать себя.
    (Даётся установка на использование формы Present Simple Passive;
  • в менее подготовленных классах даются ключевые слова)
  • Отгадай, кто мы?What are we?
    Учащимся предлагается составить диалог от имени двух предметов и разыграть перед одноклассниками, которые должны догадаться, что это за предметы
    Например:
    P: Oh, no! Another mistake!
    R: Don’t worry; I’ll help you out this time. But please, be more careful. I’m getting worn out.
    P: Hey, take it easy! Don’t blame me. I mean it isn’t really my fault.
    R: Well, whose fault is it, then?
    P: Mark’s. That boy’s spelling is terrible!
    R: He’d better start learning how to spell correctly, or I’ll disappear.
    P: Don’t feel bad. With all the writing he’s doing at school, I’m disappearing too. Neither of us has long to live.
    Ожившая комната
  • Учитель просит учащихся назвать неодушевлённые предметы, которые есть в классе, и записать их названия на доске.
  • Учащиеся работают в группах по 4-5 человек.
  • Каждая группа выбирает один из предметов, записанных на доске.
    Учащиеся группы представляют, что эти предметы могут рассказать об учениках и об учителе, работающих в этом классе.
    Примерный план рассказа:
  • What each object can see from its place?
  • Good things about the class;
  • Bad things about the class.
  • Предскажи будущее предмета(Foretelling the future of an object
    Учитель называет какой - нибудь из забытых предметов в комнате, например:(a piece of pizza, a sweet, an apple, a lipstick, a comb, a toy, a stone, a plastic bag etc.)
    Учащимся предлагается представит , что с этим предметом (продуктом) может произойти в будущем, как его можно будет использовать.
    Даётся установка на использование Future Simple Active/Passive и структуры going to
    Например:
    It will fall on the floor and break.
    It will be eaten for breakfast.
    Что это такое?(Defining an object)
    Один ученик выходит из класса, а остальные учащиеся загадывают какой – нибудь неодушевлённый предмет, например, банан. Ученик, выходивший из класса, должен угадать, что это за предмет. Для этого другие учащиеся класса описывают этот предмет, используя структуры it can/must/should be +V3, пока предмет не будет угадан.
    Например:
    It can be eaten. It must be eaten fresh. It should be peeled.
    В свою очередь, ученик, отгадывающий предметы, может задавать вопросы:
    Can it be broken? Should it be eaten?
    СОВЕТ
    ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ – ЭТО НЕ ГОТОВОЕ БЛЮДО, А ЛИШЬ «ПРИПРАВА». ПОДБИРАТЬ СЛЕДУЕТ С УЧЁТОМ ВКУСОВ УЧАЩИХСЯ, ИХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ИНТЕРЕСОВ, НО ОНИ ПОМОГУТ ПРЕОДОЛЕТЬ У НЕКОТОРЫХ УЧАЩИХСЯ «КОМПЛЕКС МОЛЧАЛИВОГО УЧЕНИКА» И УЧЕНИКА, ГОВОРЯЩЕГО ПО МОДЕЛИ «МОЯ ТВОЯ НЕ ПОНИМАЙ»

    Статьи Поповой Е.Н.:

    1. Эвристические методы обучения английскому языку

    2. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

    3. Использование инновационных технологий на уроках английского языка


    4. Приёмы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках)





    e-mail :