|
 |
Раздел ведут Герцен Е.А. и Волкова О.А.
Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: "Если
вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…"
Наше будущее - это наши дети. Цель современной школы - подготовка детей
к жизни.
На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению
здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.
Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы,
определяющие стратегию развития образования.
"Концепция модернизации Российского образования на период до 2010
года" предусматривает создание условий для повышения качества общего
образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предлагает
проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки
учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения
и укрепления здоровья учащихся, в том числе за счет:
1. Реальные разгрузки содержания общего образования;
2. Использования эффективных методов обучения;
3. Повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
4. Организаций мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
5. Улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
6. Рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего
отдыха детей и молодежи.
Предлагаемые в концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников
фактически определяют направление ликвидации основных школьных факторов
риска, предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей
здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях
различных типов и видов.
1. Комплексный подход к здоровьесбереганию включает целый ряд необходимых
компонентов:
- Соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной
среды и организации учебного процесса;
- Проведение физкультурно-оздоровительной работы;
- Соблюдение рационального режима школьников;
- Организация квалифицированной медицинской и психологической помощи
школьникам;
- Мониторинг состояния здоровья учащихся;
- Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового
образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.
Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательных учреждениях
является приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья школьников.
Важно понимание того, что физическое воспитание - залог развития здорового,
всестороннеразвитого ребенка.
Функциональные возможности организма ребенка в большей степени связаны
с двигательной активностью, являющейся биологической потребностью ребенка.
Внедрение инновационных технологий обучения сопровождается интенсификацией
обучения, увеличения недельной учебной нагрузки (соответственно увеличивается
статистический характер деятельности школьников), сокращением продолжительности
перемен, увеличением количества времени выполнения домашних заданий
и т.д.
Это приводит к снижению уровня активности учащегося. Значительное снижение
двигательной активности приводит к задержке роста и развития, ухудшению
состояния здоровья, уменьшению адаптационных возможностей организма
школьника.
Поэтому приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей
и подростков в общеобразовательных учреждениях является рациональное
использование разнообразных средств и форм физического воспитания при
оптимальной двигательной активности.
Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности
каждому школьнику, кроме уроков физической культуры, нужен определенный
комплекс неурочных занятий, необходимо разработать различные
физкультурно-оздоровительные программы, методику и двигательный
режим, направленные на повышение двигательной активности и улучшение
состояния здоровья школьников.
Понятие о здоровье сбережении в образовательном процессе не ограничивается
представлением об укреплении лишь соматического (телесного) здоровья
школьников. Важное значение придается охране психического здоровья детей
и подростков.
Медико-психолого-педагогическая практика показывает,что большое число
школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывает в
состоянии хронического утомления,являющегося основой для поддержания
организма в режиме хронического нервно-психического истощения.
Более того, исследованиями доказано,что педагогические ошибки или неправильные
педтехнологии отрицательно отражаются на детской психике в виде дидактогении
или невротических нарушений.
Как следствие психической дезадаптации, данные диагностических обследований
школьников фиксируют:
- Низкий уровень познавательной активности;
- Низкий уровень мотивации учебной деятельности;
- Неустойчивость эмоциональной сферы;
- Высокий уровень тревожности;
- Неформированность навыков общения.
Создание благоприятного психического климата в учебном процессе, применение
личностно значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных
типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной
деятельности - это методы, которые раскрепещают ребенка, повышают уровень
его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной
уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
Индивидуальный подход к обучению школьников выделяется в образовательном
процессе, как наиболее значимая форма сохранения психического здоровья.
Задачу формирования у школьников осознания ценности здоровья, культуры
здорового образа жизни можно выделить, как наиболее распространенную
и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности школ России.
Подобные программы разрабатываются и реализуются и в нашей гимназии.
Они имеют разную направленность и разрабатываются для разных возрастных
групп учащихся.
Программы, направленные на формирование осознания ценности здоровья
и здорового образа жизни, входят в следующие направления работы:
- Рациональный режим учебы и отдыха;
- Эффективное, научно-обоснованное закаливание;
- Нормальное питание в соответствии в концепцией адекватного питания;
- Комплекс психологических и психопрофилактических воздействий;
- Учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды;
- Вред и польза самолечения; пропаганда вредных для здоровья факторов
- алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;
- Формирования правильных представлений у детей и подростков о половом
созревании;
- Знание и меры профилактики СПИДа;
-
Обучение мерам по предупреждению уличного и бытового
травматизма и правилам личной гигиены.
Актуальность новых подходов профилактики вредных привычек (курения,
алкоголизма, наркомании) среди детей и подростков определяется нарастающим
распространением этих явлений среди детского населения.
Работа по профилактике вредных привычек может быть эффективной лишь
в тех формах, которые интересны и привлекательны для школьников.
Целевая программа, разработанная учителями физической культуры и ОБЖ
МОУ гимназии №11, помимо тематических уроков по профилактике наркомании,
алкоголизма, токсикомании, в школе создан постоянно действующий кинолекторий
с видеотекой документальных , художественных и любительских фильмов.
Совместно с родителями проводятся Дни здоровья под девизом:
"Физкультура каждый день - каждому ребенку, физкультура в выходной
- в каждую семью!", спортивные праздники "Спорт вместо наркотиков",
спортивные шоу "Жемчужина здоровья", конкурсы стенгазет
на тему: "Спорт в моей семье", рефераты на тему: "Здоровый
образ жизни" и много других интересный и полезных физкультурно-оздоровительных
мероприятий.
Проводятся консультации для детей и родителей.
Формы и методы здоровьесберегающих технологий,
применяемых на кафедре учителей физической культуры и ОБЖ в МОУ гимназии
№11.
Школьные факторы риска
|
Способы устранения факторов риска
|
Формы здоровьесберегающей работы
|
Методы и организационные походы
|
Низкая двигательная активность (гиподинамия). |
Повышение эффективности физического воспитания. Разработка и реализация
режима повышенной двигательной активности. |
Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических
нагрузок. |
Динамические паузы, физкультминутки, спортчасы в расписании уроков.
Увеличение количества уроков физкультуры. "Динамические"
паузы на уроке за партами. Занятия в спортсекциях, соревнованиях,
туризм. Тренинговые и релаксационные занятия и т.д. |
Временные или стойкие нарушения здоровья учащихся. |
Профилактические, реабилитационные, оздоровительные мероприятия. |
Физкультурно-оздоровительная работа. Лечебно-профилактические
процедуры. |
ЛФК. Массаж. Физиотерапия. Витаминопрофилактика. Фитотерапия и
т.п. |
Отсуствие культуры здоровья. |
Учебно-воспитательная система педагогической работы по формированию
ценности и здоровья и здорового образа жизни. |
Лекции, беседы. Разработка и внедрение интегральных и модульных
учебных курсов по здоровому образу жизни для учащихся. Просветительская
работа с родителями и учителями. |
Урочная и внеурочная система обучения. Развлекательно-игровые
формы воспитания. Лектории для педагогов и родителей. Фильмотека.
Библиотека. Консультации специалистов. |
|
 |
|
Статьи:
Режим для первоклашки
|

|
|