Раздел ведёт Герцен Е.А.
Организация
тренинга с учащимися с ослабленным здоровьем с использованием материалов
упражнений.
В тренинге участвуют дети, имеющие проблемы эмоционального
характера, дискомфорт, связанный с результатами учебной деятельности
и с собственным здоровьем.
Занятие 1.
Цели занятия:Создание эмоционального комфорта, доверительных
отношений, принятие правил и условий работы в группе.
Упражнение "Знакомство".
Ребята располагаются в группе, сидя на стульях. Учитель предлагает познакомиться
друг с другом и рассказать немного о себе. Когда все члены группы представились,
он предлагает им выбрать себе имя на время занятий, записать ее на карточку
и прикрепить себе на грудь.
Затем ребята получают кусочки проволоки размером 15-20 см и делают себе
свою эмблему, которая станет их оберегом и талисманом на время участия
в тренинге.
Упражнение "Маска".
Учащиеся получают в руки платки, под музыку они двигаются с платками
по кругу. При этом платки, ребята передают друг другу. Как только музыка
заканчивается, ребята должны сесть на стул и передача платков прекращается.
Каждый ребенок прикладывает платок к лицу и завязывает его, оставляя
открытыми только глаза. Ребята поворачиваются к сидящим рядом и "читают"
по глазам, отвечая друг другу на вопрос: "О чем говорят мои глаза?".
Упражнение "Танец".
Учащиеся встают и берутся за руки с помощью платков. Под музыку они
должны поднять руки с платками вверх, присесть, отвести руки за спину,
подвигать плечами. Во время выполнения задания руки разрывать нельзя.
Упражнение "Подарок".
Учащиеся должны сложить платок, упаковать его, сделать надпись и подарить
своему соседу слева. При этом нужно сделать так, чтобы человек, получающий
подарок получил максимальное удовлетворение от вручения ему.
Упражнение "Джин".
Участники тренинга получают воздушные шарики. Они должны их надуть.
Затем ребята пишут записки, в которых описывают все плохое, с чем им
больше не хотелось бы в своей жизни встречаться.
Упражнение "Мяч героя".
Учащиеся становятся в круг и перебрасываются мячом. При этом, бросая
мяч, они должны давать себе характеристику. Например, "Я герой"
и т.д.
Заключительный этап первого занятия.
Учащиеся прощаются друг с другом и "выпускают джина" - отправляют
шары на улицу".
Занятие 2.
Цели занятия: Формирование навыков совместной деятельности в
группе, установление доверительных отношений ,закрепление ощущения эмоционального
комфорта.
Упражнение "Добрый день".
Ритуал приветствия. В самом начале ритуала приветствия, ребята берутся
за руки, протягивают руки в круг и мысленно, закрыв глаза, желают себе
и другим удачи во всех делах.
Учащиеся рассказывают друг другу о том, что произошло со времени последнего
занятия, какие изменения в лучшую или худшую сторону произошли в учении
учащихся.
Упражнение Игра "Падение".
Ребята становятся в круг, и по очереди каждый из участников становится
в центр круга. Его раскручивают, и затем он падает на вытянутые руки
всех участников группы. Каждый из участников рассказывает о том, что
он испытал во время падения.
Упражнение "История бумажного мяча".
Ребята получают листы бумаги, фломастеры или краски (по желанию). В
их задачу входит создание мяча из бумаги и придумывание его истории.
Дети сами определяют, будут они создавать мяч каждый самостоятельно
или в группе. После того, как мяч создан, ребята придумывают ему название,
дают объяснение его внешнему оформлению.
Упражнение "Разминка".
Ребята берут в руки платки, кладут их на спинку стула, на платок кладут
голову и закрывают глаза. В это время звучит негромкая, спокойная музыка.
Учащиеся отдыхают. Спокойная музыка сменяется быстрой и ритмичной. Под
эту музыку ребята должны разыграть пантомиму "Пробуждение".
Ребята по кругу рассказывают о том, какие мысли их посещали во время
спокойной музыки и какие чувства и эмоции у них появились с включением
быстрой и ритмичной музыки.
Упражнение "Радость".
Учащиеся получают листы бумаги, карандаши, фломастеры и краски. В их
задачу входит рисование рисунка под названием "Радость". Каждый
участник выполняет задание так, как он это себе представляет. Во время
рисования учащимися рисунка, звучит музыка. В ходе рисования учитель
не дает никаких пояснений, он старается уходить от оценки выполнения
учащимися поставленной задачи. После того, как ребята закончат рисовать,
рисунки вывешиваются. Ребята говорят о своем рисунке, начиная следующим
образом: Я нарисовал свою радость такой, потому что ...
Упражнение "Поцелуй".
Ребята получают воздушные шары. Они сидят на стульях. В быстром темпе
они должны опустить шар к своим ногам, не выпуская из рук, прокатить
его по ногам, крепко прижав к себе, по груди, лицу, голове, по спине
и сзади передать его другому участнику. Затем точно также получить шарик
обратно. Все шары опускаются на пол.
Затем учитель дает первому участнику новый воздушный шар. Он прижимает
шар к своему лицу, говорит добрые слова и пожелания всем участникам,
касается шарика губами и передает следующему участнику.
Ритуал прощания.
Занятие 3.
Цели занятия:Закрепление навыков совместной деятельности, развитие
двигательной активности и самостоятельности.
Упражнение "Ритуал приветствия".
Ребята встают, берутся за руки и поднимают руки вверх, "тянутся
к солнцу, теплу, добру". Затем они. усаживаются на стулья, и рассказывают
о том, как прошла их рабочая неделя, чем они занимались, какие значимые
события произошли в их жизни.
Упражнение "Встреча с бумажным мячом"!
Ребята берут в руки свои бумажные мячи и демонстрируют свои чувства
по поводу встречи с ним. Они должны выполнить с мячом как можно больше
движений. Ребята могут покатать его по своим рукам, ногам, голове, груди
и т.д.
Упражнение "Встреча со сказкой".
Учитель предлагает игровую ситуацию "Встреча со сказкой".
Он также предлагает варианты выбора сказки, ребята должны сами определить,
какую сказку они будут разыгрывать, определяют роли, которые они будут
исполнять.
На подготовку показа сказки отводится не очень большое количество времени.
Показ сказки должен сопровождаться музыкальным оформлением. После показа
сказки ребята делятся впечатлением. Говорят о том, что им больше всего
понравилось в показе.
Упражнение "Гримеры".
Ребята получают комочки ваты и усаживаются перед воображаемым зеркалом.
Они должны снять воображаемый театральный грим: погладить себя комочком
ваты по лицу, по голове, по плечам.
Затем упражнение выполняется по кругу. Каждый должен помочь сидящему
участнику справа, с помощью комочка ваты снять остатки грима, как можно
бережнее: провести комочком ваты по глазам, щекам, бровям, носу, рту,
ушам.
Затем ребята делятся впечатлениями от упражнения.
Упражнение "Ассоциации".
Ребята играют в мяч. Для этого они используют свои бумажные мячи. Упражнение
выполняется по кругу. Бросая мяч, участник называет слово. Другой игрок,
получивший мяч, называет в ответ свою ассоциацию на данное слово. Например,
мороз-зима и т.д.
Упражнение "Безмолвный диалог".
Участники тренинга разбиваются на пары, садятся напротив друг друга,
получают листы бумаги (лист ватмана, разрезанный на четыре части), фломастеры
и выполняют следующее задание: они ведут друг с другом диалог, не разговаривая,
а лишь изображая вопросы и ответы на бумаге.
После выполнения задания ребята делятся впечатлением и обмениваются
мнением по выполненному упражнению.
Упражнение "Сердечко".
Ребята получают маленькие сердечки, вырезанные из бумаги. Они пишут
на них свои впечатления от занятия и пожелания на будущее. Сердечки
размещаются в помещении на видном месте.
Занятие 4.
Цели занятия: Осознание и преодоление негативных эмоций и чувств,
эмоциональных переживаний.
Упражнение "Мои чувства".
Упражнение выполняется по кругу. Первый участник берет за руку следующего
и пытается по его руке определить, какие чувства он испытывает. Он называет
те чувства, которые испытывает человек. Участник, чувства которого называют,
с этим утверждением либо соглашается, либо нет.
Упражнение "Паровозик".
Участники становятся друг за другом. Они кладут руки друг другу на плечи.
В задачу первого участника, который находится в голове паровозика, двигаться
как можно резче, чтобы воображаемые вагоны разорвались между собой,
задача всех остальных участников - удержаться любой ценой. При этом
не один участник не должен произносить ни одного звука.
Обсуждение упражнения участниками.
Упражнение "Чистые окна".
Участники выполняют упражнения в парах. Они поворачиваются друг к другу
и разыгрывают сцену мытья окна. При этом в их задачу входит указывание
движений друг друга и выполнение "мытья" воображаемого окна
синхронно. Во время выполнения упражнения звучит музыка. Участники между
собой не общаются. Затем обмениваются мнением по выполняемому заданию
и рассказывают о тех трудностях, с которыми они столкнулись, выполняя
задание.
Упражнение "Крепость".
Задание выполняется всей группой. Участники должны построить крепость
из стаканчиков из-под йогурта. В их задачу входит соблюдение определенных
требований к выполнению задания: ребята должны уложиться в определенное
время, не ссориться и не ругаться друг с другом и использовать в строительстве
все имеющиеся стаканчики. Обмен мнением после построения крепости.
Упражнение "Испорченный телефон".
Участники тренинга берут в руки воздушные шарики и имитируют с их помощью
разговор по телефону. При этом они общаются друг с другом по желанию.
Главное условие - один из партнеров говорит и задает вопросы, а другой
должен сыграть роль человека, который ничего не слышит. Затем они меняются
ролями.
После выполнения упражнения участники делятся впечатлениями о том, какие
чувства и эмоции они испытали, выполняя задание.
Упражнение "Дом под названием школа".
Участники получают большой лист ватмана и рисуют совместно школу. Задание
выполняется по цепочке. Пока первый участник рисует, (все остальные
должны видеть, что он рисует) участники обсуждают, что он может нарисовать.
Задание выполняется всеми участниками группы. Законченный рисунок вывешивается
в группе на видном месте.
Затем участники обсуждают, насколько трудно или легко было выполнять
задание после кого-то другого.
Ритуал прощания "Волшебная шкатулка".
В помещении стоит склеенная из бумаги огромная шкатулка. В конце занятия
каждый участник подходит к ней и выбрасывает в нее все плохие мысли,
чувства, негативные эмоции, накопившиеся в ходе занятия. После сброса
негативных чувств и эмоций ребята покидают помещение.
Занятие 5.
Цели занятия: Принятие спектра эмоциональных переживаний, формирование
положительных эмоций, осознание ребенком себя, своих возможностей.
Упражнение "Надежда".
Участники группы получают в руки маленькие свечи. Учитель подходит к
каждому и зажигает свечу. Ребята встают и соединяют руки со свечами,
а затем медленно их разводят и садятся на свой стул. Затем они говорят
начало следующей фразы, а затем продолжают ее: "С этим огоньком
я связываю надежду на…".
Упражнение "Прогулка в лесу".
По помещению расставляются стулья, маленькие стульчики, стол и столик.
Ребята отправляются на воображаемую прогулку. В ходе прогулки они должны
преодолеть препятствия: перелезть через лежащий стул, взобраться без
посторонней помощи на стол и т.д., если кому-то очень трудно выполнять
задания, ребята помогут.
Обсуждение собственных переживаний после выполнения упражнения.
Упражнение "Лепка".
Участники группы берут пластилин и лепят те чувства и эмоции, которые
переживают чаще всего: радость, грусть, любовь, злость и т.д.
Затем все вместе они лепят, придумывают сказку про появление гнева на
земле.
Упражнение "Болезнь".
Ребята в парах разыгрывают пантомиму "Болезнь". Один участник
играет роль больного, он выглядит печальным, не улыбается, капризничает,
второй участник должен помочь ему выздороветь. Для этого он должен любыми
возможными средствами "больного" рассмешить, но при этом не
дотрагиваться до него.
Обсуждение результатов выполнения упражнения.
Упражнение "Необитаемый остров".
Группе предлагается отправиться на необитаемый остров. На острове никто
не живет и группа должна стать там первым человеческим племенем. Ребята
распределяют роли, обязанности и проигрывают один день жизни на острове.
Затем группа обсуждает действие каждого на острове, и каждый высказывает
свои
впечатления об одном дне на острове.
Упражнение "Прощание".
Каждый участник группы получает воздушные шары. Все шары надуваются,
и в каждый шарик вкладывается записочка для каждого члена группы. Все
участники обмениваются мнениями об участии в занятиях группы.